В начале ХХ века в системе образования Белоруссии происходили очередные нововведения. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища.
Школ не хватало. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные суммы и по этому многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян либо частных меценатов.
В экспозиционной зоне "Центральная Беларусь" представлен деревянный дом из д. Калодчына Вилейского района Минской области, бывший в дореволюционный период деревенской школой.
Здание включено в Список материальных недвижимых историко-культурных ценностей РБ.
Сразу бросается в глаза плохая сохранность венцов сруба.
Время сделало своё дело, да и изначально использовался материал не высшего сорта.
Обратите внимание на большое количество стыковок брёвен в серединных венцах.
В наше время сруб с таким количеством стыковочных брёвен проблематично было бы продать даже дачникам.
Ограниченность централизованного финансирования образования сказывалась и в период нахождения Белоруссии
в составе Российской Империи.
Эта пристройка появилась совсем не давно, и пока её цвет явно не соответствует общей стилистики здания,
впрочем, как и недавно перекрытая деревянная кровля.
Но к весне новое дерево приобретёт оттенок близкий к цвету фронтона здания и единый колорит начала 20 века восстановится.
Обращает на себя внимание четырёх скатная кровля из строганой доски в два слоя внахлест.
Не знаю, насколько распространенной станет этот вид кровельного материала в музее.
Пока строганой доской покрыты всего 3-4 строения, причём более десятилетия простояла лишь кровля
Преображенской церкви из д. Барань в экспозиционной зоне "Поднепровье".
А вот то, что мы увидели внутри школьного здания, впечатлило не только меня, но и троих моих детей.
Сложно определить, что именно создаёт подобный эффект.
Скорее всего, общая аура аутентичных предметов начала прошлого века.
И даже не хочется анализировать, что является подлинником, а что реконструкция.
Побеленные стены с неровной "штукатуркой по дранке", иконы на стенах в каждой комнате, портреты Императора Николая Второго и Императрицы Александры Фёдоровны в классной комнате.
Белизна скатерти, керосиновая лампа и простой глиняный кувшин работы местного мастера на столе учителя.
Маленькие деревянные парты из не обработанной сосны.
Часть экспозиции классной комнаты огорожена от посетителей тоненькой верёвочкой.
Школьные парты стоят в ограждённой части.
Мои дети, войдя в комнату, сразу устремились к партам, даже не заметив верёвочки, еле успел их задержать.
Настолько естественна и комфортна для ребёнка аура классной комнаты начала 20 века.
Кирпичные оштукатуренные и побеленные печи на школьной половине и на жилой половине учителя.
Простой, чисто деревенский быт, без всяких изысков и роскоши.
Несколько керосиновых ламп, освещающих довольно просторную классную комнату.
Бросается в глаза сочетание мебели, характерной для среднего класса городского населения с атрибутами быта
дореволюционного крестьянства, жившего натуральным хозяйством.
В одной из книг по истории Минска начала ХХ века мне попалась статистическая выкладка по заработной плате разных категорий дореволюционного населения.
Так вот, средняя заработная плата крестьянина, пришедшего в Минск на заработки, была 15 рублей в месяц.
И этой суммы хватало почти исключительно только на еду и оплату жилья на одного человека.
Квалифицированные рабочие могли получать до 25-30 рублей.
При этом заработная плата учителя во многих государственных заведениях дореволюционного Минска не превышала 17 рублей.
Статистика по заработной плате сельских народных училищ
мне не попадалась, но она была явно ниже минских ставок.
По этому, не удивительно увидеть подобный уголок на учительской половине.
шкаф в комнате учителя
книжный шкаф в классной комнате
Так выглядит спальная комната учителя.
Cтолярная мастерская, Bel-besedka
Спирин Герман Геннадьевич
регистрация ремесленной деятельности в Лениском р-не г Минска с 2008г.
Все права защищены. Использование материала без согласования с владельцем сайта и без установки прямой ссылки запрещены.
Сайт www.bel-besedka.by не является магазином.